Мобильная версия

Новости

07.10.2016

С 2017 года контролировать уплату страховых взносов вновь будут налоговые органы

НК РФ дополнен новой главой 34 «Страховые взносы». Ее положения вступают в силу с 1 января 2017 года (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», далее – Закон № 243-ФЗ).

Нововведения означают, что с указанной даты контролировать уплату взносов будут налоговые органы. Рассчитывать и перечислять взносы плательщикам должны по правилам, установленным НК РФ. Это касается взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством). Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), которым в настоящее время регулируется исчисление данных взносов, со следующего года утрачивает силу.

Следует учитывать, что контроль за уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по-прежнему остается за ФСС России (пп. «в» п. 2 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Нормы Закона № 212-ФЗ «перемещены» в новую главу НК РФ практически без изменений. Так, сохранены:

· тарифы взносов (общие, пониженные, дополнительные);

· условия о предельной величине базы по взносам на пенсионное и социальное страхование и ее ежегодной индексации;

· порядок расчета и уплаты взносов организациями и предпринимателями.

О создании обособленных подразделений необходимо уведомить налоговый орган

Со следующего года организации обязаны уведомлять налоговые инспекции по месту своего нахождения обо всех случаях создания на территории России обособленных подразделений, которые осуществляют выплаты физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента создания подразделения (пп. «б» п. 17 ст. 1 Закона № 243-ФЗ).

Данное требование распространяется на те подразделения, которые будут образованы после 1 января 2017 года (ч. 2 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Заметим, что сейчас в органы фондов организации подобную информацию не представляют. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений отменена с 1 января 2015 года (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ).

Поправки в НК РФ частично вернули такую обязанность.

Суточные при командировках не должны облагаться взносами в пределах норм

В НК РФ закреплено положение о том, что при оплате командировочных расходов суточные не облагаются взносами по нормам, установленным для целей НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ).

НДФЛ не удерживается с суточных в размере не более (п. 3 ст. 217 НК РФ) 700 рублей при командировках по России и 2500 рублей при загранкомандировках.

Со следующего года аналогичные правила будут действовать и в отношении страховых взносов. Такая унификация не в пользу плательщиков взносов, ведь в настоящее время суточные освобождены от обложения взносами в полном объеме (в котором они предусмотрены для командированных работников локальным актом организации) (ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Установлено дополнительное условие для применения пониженных тарифов взносов «упрощенцами»

Отметим, что перечень плательщиков взносов, которые имеют право на пониженные тарифы, сами тарифы, а также условия их применения не претерпели изменений.

Единственное дополнение касается плательщиков на УСН, основным видом деятельности которых является один из видов, перечисленных на данный момент в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Такие плательщики смогут рассчитывать взносы по пониженным тарифам при условии, что их доходы за налоговый период (календарный год) не превышают 79 млн рублей (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава НК РФ о страховых взносах начнет действовать с 1 января 2017 года. В связи с этим полагаем, что именно с этой даты следует учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам.

Другими словами, даже если по итогам 2016 года доходы превысят упомянутый предел, взносы не придется пересчитывать по общеустановленным тарифам.

Меняются сроки для представления расчета по взносам на пенсионное и медицинское страхование

Отчетность по страховым взносам вне зависимости от формы ее представления (на бумажном носителе или в электронном виде) необходимо подавать в налоговый орган не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Сохранено следующее требование: организации, у которых за предшествующий год среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек, обязаны представлять отчетность организации исключительно в электронном виде (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Пока не вполне ясно, по какой именно форме необходимо составлять расчет. Она должна быть утверждена ФНС России (п. 4 ст. 31 НК РФ). Возможно, с этой целью будет видоизменен расчет РСВ-1 ПФР.

На данный момент сроки представления расчета РСВ-1 ПФР следующие (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ):

· на бумажном носителе – не позднее 15-го числа второго календарного месяца;

· в электронной форме – не позднее 20-го числа второго календарного месяца.

По итогам 2016 года плательщики взносов должны отчитаться по действующим в настоящее время нормам Закона № 212-ФЗ, то есть подать РСВ-1 ПФР в территориальный орган ПФР: на бумажном носителе – не позднее 15 февраля 2017 года, в электронном виде – не позднее 20 февраля 2017 года.

Новыми нормами НК РФ установлено, что, если в расчете по взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, такой расчет будет считаться непредставленным.

В подобной ситуации налоговый орган направляет плательщику уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения плательщик обязан подать скорректированный расчет, при этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Налоговые органы и органы ФСС России будут взаимодействовать при проверке отчетности по взносам на ОСС

Взаимодействие контролирующих органов заключается в следующем:

· налоговые органы проверяют правильность и своевременность уплаты взносов на социальное страхование (на случай нетрудоспособности и в связи с материнством);

· органы фонда проверяют правильность расходов на выплату социального обеспечения (в частности, пособий).

Сумма начисленных взносов на ОСС по-прежнему может уменьшаться на величину выплаченных пособий. Эта информация отражается в расчете по взносам, который будут проверять налоговые органы.

Сведения о расходах, указанных в отчетности, налоговые органы в рамках межведомственного обмена передадут органам ФСС России. На основе полученных данных фонды вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). Кроме того, налоговые органы и органы ФСС России смогут проводить совместные проверки плательщиков взносов.

Обратим внимание на следующее: если расходы по выплате пособий превысят сумму взносов, то образовавшаяся разница подлежит (п. 9 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ):

· зачету в счет предстоящих платежей по взносам. Решение об этом примет налоговый орган после того, как получит от органа фонда подтверждение таких расходов;

· возмещению органом фонда.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 243-ФЗ положение о том, что взносы на ОСС уменьшаются на расходы по выплате страхового обеспечения, действует до 31 декабря 2018 года (включительно).

Из этого следует, что с 2019 года взносы необходимо перечислять в той же сумме, в которой они начислены.

Можно предположить, что с указанной даты выплачивать пособия застрахованным физлицам будут напрямую органы ФСС России, а не работодатели (это реализовано сейчас в некоторых регионах, участвующих в «пилотном проекте»).

Переходные положения:

1. Органы ПФР передадут в налоговые органы сведения об обособленных подразделениях российских организаций, которые по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрированы в органах фонда в качестве плательщиков взносов (ч. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). Соответственно, организациям не потребуется сообщать в инспекцию такие данные. Уведомить налоговый орган следует только об обособленных подразделениях, созданных после 1 января 2017 года.

2. Недоимку по взносам, пени и штрафы за периоды до 1 января 2017 года будут взыскивать налоговые органы по правилам НК РФ. При невозможности взыскания такой задолженности (например, по причине истечения установленного для взыскания срока), она будет списана с плательщика взносов (ч. 2, 3 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Помимо нововведений по страховым взносам в НК РФ внесены изменения, которые касаются плательщиков, применяющих УСН, и тех, кто намерен перейти на данный спецрежим.

Более подробная информация представлена на сайте 1С:ИТС.





Все новости

ООО "Бизнес-Сенсорика" занимается автоматизацией управления и учета на базе программных продуктов «1С»
В нашей компании работают сертифицированные фирмой «1С» специалисты, которые постоянно совершенствуют свои знания и навыки. Они помогут качественно и оперативно решить задачи по автоматизации управления и учета на вашем предприятии.
ООО "Бизнес-Сенсорика" опирается в своей работе на знание и повседневное применение стандартов качества, проектных методов в управлении, процессного подхода в организации нашей деятельности.

Яндекс.Метрика